Недавно ученые из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) заинтересовались тем, как голосовые помощники, например Алиса, влияют на детское развитие. Все потому, что виртуальные голосовые помощники становятся неотъемлемой частью жизни современных детей. Их роль при этом выходит далеко за рамки выполнения таких функций как поиск информации и работы с приложениями. Ребенок интересуется личностью помощника и учится вести с ним светскую беседу. Авторы нового исследования провели анализ видеопереговоров детей с Алисой и выявили «коридор» адекватной коммуникации, лежащий между «взрослыми» реакциями, особенно юмористическими (чаще всего они не понятны ребенку из-за разных культурных особенностей), и детскими фантазиями и реалиями, которые плохо обрабатываются голосовым помощником. Результаты работы могут показаться жуткими – оказалось, что дети воспринимают виртуальных голосовых ассистентов как живых существ. Петербургские ученые выяснили, что дети воспринимают голосовых помощников как живых людей. Дети и разговорный ИИ До пандемии более 40% новых пользователей Интернета составляли дети. По имеющимся оценкам, их экранное время возросло на 60% и более. Такое случается, когда дети в возрасте 12 лет и младше проводят уткнувшись в гаджет более пяти часов в день (со всеми связанными с этим преимуществами и последствиями). Хотя легко восхищаться технологическим мастерством цифровых аборигенов, педагоги (и родители) с болью в сердце осознают, что юные «школьники на удаленке» часто с трудом ориентируются в клавиатурах, меню и интерфейсах. Эти навыки, как известно, необходимы для дистанционного обучения. В условиях пандемии огромное количество детей по всему миру учатся удаленно. На этом фоне цифровые помощники с голосовой поддержкой дарят надежду на более свободное взаимодействие с технологиями. Но пока дети просят Алису или Siri зачитать реп, рассказать анекдот или издавать звуки животных, родители и учителя начинают осознавать, что эти системы не так уж хорошо понимают своих самых маленьких пользователей.